Кафедра ФОПФ МФТИ

Проблемы теоретической физики

при ИТФ им. Л.Д.Ландау

РУС/ENG

Семинар по научной литературе

М.В. Фейгельман

Назначение семинара: Семинар предназначен для развития у студентов способности квалифицированно ориентироваться в современной научной литературе, а также внятно и аргументировано излагать свои соображения по научным вопросам. В этом смысле семинар является первым шагом реальной профессиональной ориентации будущих физиков-теоретиков.

История вопроса: Семинар по научной литературе был введен в учебный план кафедры более 40 лет назад основателем и первым заведующим кафедрой академиком Л. П. Горьковым, который и вел этот семинар в течении около 20 лет. В дальнейшем задача проведения семинара перешла к наследникам Л. П. Горькова на этой должности - профессорам В. П. Минееву, С. В. Иорданскому, М. В. Фейгельману.

Программа

Задачи, решаемые студентами в связи с семинаром:
  1. прочитать научную статью из одного из ведущих международных физических журналов (Nature, Science, Physical Review Letters и т.п.) и понять ее основные утверждения.
  2. изучить в меру необходимости сопутствующие научные работы (на которые даются ссылки в изучаемой статье).
  3. составить собственное аргументированное представление о степени доказанности сделанных в изучаемой статье утверждений. Выяснить, в какой степени эти утверждения согласуются с уже известными в науке. Для статей экспериментального содержания - выяснить, имеется ли в литературе теоретические результаты, позволяющие объяснить представленные экспериментальные данные.
  4. подготовить и сделать доклад на семинаре, в присутствии всех других студентов группы и ведущего семинар преподавателя (в данный период ведущим является проф. М. В. Фейгельман), а также отвечать в процессе семинара на вопросы слушателей по содержанию обсуждаемой научной публикации.

Литература

    Отбор статей для семинара: как правило, производится ведущим семинара, который отбирает некоторое количество статей из свежих научных журналов (Nature, Science, Physical Review Letters и т.п.), и предоставляет студентам возможность выбора из этого списка. Кроме того, студенты имеют право и самостоятельно подыскать статью для рассказа на семинаре, но должны согласовать свой выбор с ведущим. Как правило, студенты-теоретики должны изучать и докладывать на этом семинаре статьи экспериментального содержания, что формирует у них представление о физике как единой науке.

    Статьи для докладов в текущем учебном году